морская столица

Санкт-Петербург - признанная морская столица России, город морской славы и морских традиций, центр судостроения, морской науки и подготовки морских кадров. Через порты Санкт-Петербурга ежегодно проходят миллионы тонн экспортно-импортных грузов, обеспечивая внешнеторговые связи страны.

16 (27) мая 1703 года на острове Заячий в устье Невы застучали топоры, завизжали пилы - рубили деревянный городок. Началось строительство Петропавловской крепости. Так было положено основание городу Санкт-Петербургу, ставшему вскоре столицей огромной Российской империи.

Само название города пронизано символической многозначительностью. В нем слиты имя Петра, лабинское - «Санкт» (святой) и немецкое - «бург» (город). Так в имени города сплелись два корня - русский и западно-европейский. Эту слитность и стремился утвердить Петр Великий, основатель и зодчий города на Неве, даровав ему имя своего святого покровителя - апостола Петра. Тем же именем царь нарек церковь, добавив имя апостола Павла. Петропавловская крепость и собор стали сердцем столицы Российской империи. С первых дней своего существования Санкт-Петербург обрел значение звена, связующего Россию и Западную Европу.

Трудной была судьба Ижорской земли, что простиралась по тонким берегам Невы и Финского залива. Издревле владел этой землей, вместе с несчетными островами, господин Великий Новгород. Но рвали ее на части немецкие псы-рыцари, опустошали ее войска шведских и польских королей, стремясь отсечь Новгородскую Русь от моря. Века и войны, войны… Победы Александра Невского, неудачи Ивана III. Сначала успех, а потом поражение Ивана Грозного в его борьбе с Ливонией. И особенно сильный удар в 1617 году, в царствование первого из Романовых - Михаила Федоровича - вынужденного по Столбовскому договору отказаться «за себя и потомство» от Ижорской земли. Русское государство оказалось наглухо отрезанным от Балтийского побережья шведами. Кроме того, нижнее течение и устье Дона и Днепра было захвачено Турцией и Крымским ханством, а это - побережье Черного и Азовского морей.

«Водное пространство - вот что нужно России», - говорил Петр I. Это изречение приводит Карл Маркс и далее пишет: «Эти слова он /Петр/ написал на заглавной странице своей жизни».

Петр Алексеевич Романов (1672-1725 гг.) был сыном второго царя из династии Романовых Алексея Михайловича от второго брака. Десятилетним мальчиком Петр и его старший брат Иван были провозглашены царями при регентстве сестры царевны Софьи. Лишь спустя семь лет (1689) Петр начал самостоятельно управлять государством.

Любовь к морю, страсть к строительству флота наметилась у Петра еще в юношеские годы в подмосковный период жизни. Молодой царь на Плещеевом озере положил начало отечественному судостроению и первым опытам вождения крупных кораблей. Но знаменитое озеро было только купелью, в которой «крестили» новорожденный флот, «дедушкой» которого назовут впоследствии не менее знаменитый ботик Петра I. Лишь Нева стала колыбелью и матерью Морского военного и торгового флота России, а город на ее берегах его духовной и государственной столицей. 21 год (1700-1721) длилась русско-шведская война, известная во всемирной истории как Северная война, в ходе которой и был «заложен назло надменному соседу» Санкт-Петербург.

Петр воздвиг новую столицу на первом завоеванном клочке Балтийского побережья, - писал Карл Маркс, - почти на расстоянии одного пушечного выстрела от границы... Не одно завоевание прибалтийских провинций отличает политику Петра Великого от политики его предков, а истинный смысл его балтийских завоеваний объясняется переносом столицы».

Петербург был основан в прифронтовой полосе, в огне Северной войны. Ему пришлось вести длительную и напряженную борьбу за свое существование. Он возник под выстрелами шведов и строился на виду у них. Они угрожали ему с Финского залива, с моря, из Финляндии, от Сестрорецка. Противник долго не давал покоя новому городу.

Силы были неравные. Русский флот еще не мог меряться силами со шведами на море. Пришлось ограничиться пока возведением батарей на мысу Васильевского острове (там, где ныне музей Военно-морского флота России). Потребовалось ускорить постройки военных судов для Балтийского флота. Строительство флота все время оставалось в центре внимания правительства. Всю тяжесть поспешного строительства флота, без которого невозможно было завоевание побережья Балтики, оно взвалило на плечи народа. Флот строился с трудом, но быстро. В начале войны русские даже не имели озерных флотилии на Ладожском и Чудском озерах. Там полностью господствовали шведы. С 1702 г. на берегах Свири, в устье реки Сясь, на Неве и ее притоках, на Олонецкой верфи, русские начали успешно строить флот. Базы судостроения беспрерывно расширялись. В 1704 г. была основана Адмиралтейская верфь в Петербурге. Ее строил талантливый инженер Федор Скляев.

Петр I считал его лучшим среди русских кораблестроителей. На верфи работало около 10 тыс. рабочих. Там не только строили корабли. На верфи были лесопилки, кузницы, смолокурни, канатное и парусное производство - одним словом, все необходимое для оснастки судов. Здание Смольного в Петербурге находится там, где некогда был Смольный двор для изготовления смолы. Хамовный двор в Москве, одно из крупнейших казенных предприятий, производило парусное полотно для русского флота.

Офицеры флота готовились в навигацких школах. Первая такая школа была основана в Москве. В ней учились до 500 будущих морских офицеров. Затем навигацкие школы открылись в Новгороде, Нарве, Ревеле (Таллинне). В 1715 г. в Петербурге была основана Морская академия. Матросский состав комплектовался, как и армия, по- -1 средством рекрутских наборов, преимущественно из приморских районов. В 1720 г. была издана книга «Морской устав». В предисловии к нему его автор, Петр I, писал: «Всякий потентат (правитель), который едино войско сухопутное имеет, одну руку имеет, а который и флот имеет, обе руки имеет». В уставе особое внимание обращено на воспитание у офицеров и матросов смелости, смекалки и инициативы.

В конце августа 1703 г. на Олонецкой верфи был спущен на воду первенец русского Балтийского флота 28-пу-шечный фрегат «Штандарт». На нем в сопровождении других судов Петр пересек Ладожское озеро и прибыл в Петер6ург.

Поздней осенью 1703 года Петр на одном из судов отправился на необитаемый остров в восточной части Финского залива - Котлин (30 км от побережья). По преданию, название острова произошло от найденного там русскими моряками котла. Остров находился посередине Финского залива, между его северным и южным берегами. Ни одно крупное судно, шедшее к устью Невы не могло миновать Котлин, поскольку в других местах были обширные отмели. Петр оценил такое важное положение острова.

Котлин был внимательно обследован. Вокруг него проведены промеры морских глубин. Решено было на отмели, лежащей против южной стороны острова, соорудить крепость, которая бы надежно контролировала единственный в восточной части Финского залива глубоководный фарватер, ведущий к Петербургу. Петр сам сделал модель крепости. Руководить ее постройкой он поручил Меншикову. На Котлин были направлены пехотные полки. Они составляли гарнизон острова и сооружали укрепления. Строительство их завершено было в течение одной зимы. Над Финским заливом поднялась трехъярусная деревянная башня. Ее основанием послужили большие ряжи, или деревянные ящики, высотой более трех метров. Они наполнялись камнями и погружались на дно залива. Стены крепости были земляными, но через два года заменены каменными. На строительстве были заняты многие тысячи людей. Все губернии России строили эту крепость.

Весной в новую крепость прибыл Петр со свитой. Он осмотрел сооружения и сам поставил привезенную им артиллерию - батарею из 14 пушек для обстрела главного фарватера. Всего на Котлине было установлено до 60 орудий. 7 мая 1704 г. состоялись торжества по случаю основания нового русского форта на Балтике. Его назвали Кроншлот - коронный замок. Так было положено начало основания морской крепости Кронштадта. Строительство началось в 1723 году.

Не прошло и двух месяцев после начала строительства крепости, как шведская эскадра высадила десант и попыталась захватить Кроншлот, но атака была отбита. Крепость надежно прикрыла устье Невы со стороны моря, обеспечила базирование флота, оборону нового города от посягательств врага. В инструкции коменданту Кроншлота Петр писал: «Содержать сию цитадель… аще случится, хотя до последнего века».

За свою 300-летнюю историю Кронштадт не пропустил к Неве ни одного вражеского корабля. Вместе с флотом он с честью выполняет свою роль надежного защитника наших северо-западных морских рубежей.

В Северной войнеРоссия одержала ряд блистательных побед - Полтава, Гангут, Гренгам. Война движется к завершению. 30 августа 1721 года был подписан Ништадтский мир, положивший конец многолетней и тяжелой войне. По условиям Ништадтского мирного договора, между Россией и Швецией устанавливался «вечный истинный и ненарушимый мир на земле и на воде» и «вечное обязательство дружбы». Военные действия прекращались. Произошел обмен пленными. Была объявлена всеобщая амнистия. Швеция уступила России в «вечное владение» и «собственность» значительную часть Восточной Прибалтики от Выборга до Риги, включая всю территорию Эстонии и часть Латвии, Западную Карелию с Выборгом и Кексгольмом и с островами Эзель, Даго, Мен. Финляндия, завоеванная русскими в годы войны, кроме небольшой части, возвращалась Швеции. Россия обязалась выплатить Швеции полтора миллиона рублей в виде вознаграждения за уступленные земли. Ништадтский мир явился огромным успехом России. Он закрепил за Россией ее естественные границы на западе и выход к Балтийскому морю.

«Петр, - писал Маркс, - завладел лишь тем, что было абсолютно необходимо для - естественного развития его страны».

Известия о мире застали Петра I по дороге к Выборгу. Он вернулся на легком судне в Петербург. И едва выйдя на набережную Троицкой площади, Петр воскликнул: «Мир, ребята, мир!»

Ништадтский мир был торжественно отпразднован 22 октября 1721 г. Сенат преподнес Петру I титул «Императора Всероссийского», наименование «Великого» и «Отца отечества». Он получил также чин адмирала. Отвечая на приветствия, Петр сказал: «Мир мне паче всех побед». Но тут же добавил: «Надеясь на мир, не надлежит ослабевать в воинском деле, дабы с нами так не сталось, как с монархиею греческою. Надлежит трудиться о пользе и прибытке общем».

Северную воину Петр называл «трехвременной жестокой школой». Это потому, что тогда учились в школе 7 лет, а война продолжалась 21 год. «Все ученики науки, - писал он, - в семь лет оканчивают обыкновенно, но наша школа трехкратное время была, однако ж, слава богу, так хорошо окончилась, как лучше быть невозможно». По образному выражению А. С. Пушкина, «Россия вошла в Европу как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек».

В истории были события, определившие судьбы целых стран и народов на многие десятилетия вперед. Одним из таких событий явилась Северная война. Она составила значительную эпоху в истории России, Швеции, Польши, Дании и других стран. Для русского народа это была война за его жизненные интересы. От исходов войны со Швецией, особенно Полтавской битвы, зависело дальнейшее развитие России.

Неисчислимы были тяжкие труды, громадные усилия, жертвы, которые принес русский народ в этой войне. Потери России в войне убитыми и ранеными составили 120 тысяч человек. Но из Северной воины она вышла победительницей. Она вернула отторгнутые у нее древнерусские земли и проложила себе широкую дорогу к Балтийскому морю. Связь по морю с другими европейскими странами способствовала развитию экономики России и ее культуры. Многовековая борьба русского народа за выход к морю была завершена.

В годы войны была создана первоклассная регулярная русская армия. Флот, начавший свое существование при Петре I, стал надежной опорой России в борьбе с внешними врагами. Это укрепило обороноспособность страны. Во время войны были основаны Петербург, Кронштадт, Петрозаводск. Проводилась каналы. Расширялась торговля. Первые два десятилетия XVIII века были для России эпохой великих преобразований, крутого подъема, большого прогресса, временем выискивания сил и средств, которые до той поры были под спудом. Победив в Северной войне, Россия стала одной из великих и могучих держав Европы.

Военная победа над Швецией в Северной войне была бы невозможна без морских побед, без мощного военно-морского флота. Именно тогда в русскую речь органично вошло голландское слово «флот», которое было воспринято всеми сословиями.

Сам Петр I явился олицетворением единства новой строящейся столицы и флота. Державный властитель, он детально знал все тонкости морского дела. На практике овладел искусством вождения всех типов судов, проявил талант флотоводства в морских сражениях, гордился должностью «главный корабельный мастер». Записи в «Журнале Петра» свидетельствуют, что, находясь в Петербурге, царь почти ежедневно посещал Адмиралтейскую верфь, лично участвовал в спуске судов со стапелей в Неву, посещал корабли, шел на них в Кронштадт, катался на яхте по Финскому заливу, Неве, Ладожскому озеру.

Рождение каждого нового корабля отмечалось торжественной пушечной пальбой, военной музыкой и пиром. Слитность в личности Петра Великого государя, мореплавателя, корабела сказалось в коренном двуединстве Санкт-Петербурга, который рос и укреплялся как державная столица и фактическая столица российского флота.

Это значение закреплено в гербе Санкт-Петербурга, скомпонованном из скрещивающихся якорей (морского и речного) и скипетра. Наглядное проявление феномена Петербурга как морской столицы проявилось в устройстве на левом берегу Невы, в одном ряду с Летними и Зимними палатами Петра - Адмиралтейства. По чертежу Петра в 1704 году заложили и построили комплекс адмиралтейских строений, который включал крепость, верфь, причал, помещение для хранения моделей кораблей, в котором собираются высшие флотские командиры - адмиралы.

Значение Петербурга как морской столицы подчеркивалось и тем, что царские палаты (на нынешней Дворцовой набережной) соседствовали с домами адмирала Ф.М.Апраксина, капитана морского флота и корабельного мастера Ф.Скляева, других корабельных мастеров и морских офицеров. Обширный остров от левого берега Большой Невы до Мойки получил название Адмиралтейского. Здесь селились петербуржцы, связанные с работой на адмиралтейской верфи и службой на флоте. Об этом и сегодня напоминают названия улиц - Малая и Большая морская.

Таким образом, уже при Петре адмиралтейская часть города, куда входили и царские дворцы, приобрела отчетливый характер именно морской столичности, а в последующие столетия стала центром столицы Российской империи, местом сосредоточения главнейших государственных учреждений, резиденций и храмов. Морская столица стала главной верфью России. Если Адмиралтейство-крепость проявила себя праздничными орудийными салютами, то на Адмиралтейской верфи с первого года существования развернулась лихорадочная работа по строительству кораблей.

В 1800 году Адмиралтейскую верфь закрыли, а на месте Галерной верфи основали судостроительный завод - Новое адмиралтейство.

Так с петровского времени Петербург стал лидером отечественного судостроения и продолжал им оставаться в последующие столетия, вплоть до наших дней.

Еще одной гранью морской столицы был и остается петербургский порт. Первые причалы расположились вблизи Домика Петра I на Петроградской стороне и на стрелке Васильевского острова. Корабли входили в самый центр столицы, а их паруса, мачты и оснастки стали неотделимой частью петербургского пейзажа. Только в 1885 году порт был перенесен к Гутуевскому, Вольному и Турухтанному островам и связан с заливом Морским каналом.

Пушкинская строка - «все флаги будут в гости к нам» - точно, передавшая желание Петра, полностью воплотилась в жизнь.

Важнейшая ипостась Петербурга - морской столицы - значение ее как центра подготовки специалистов для флота.

С петровского времени здесь размещались высшие военно-морские училища, Морская академия, Морской кадетский корпус. Еще один штрих морской столичности Петербурга - построенный вблизи Зимнего дворца Архив военно-морского флота, где хранятся бесценные документы, начиная с первой четверти XVIII века и Центральный военно-морской музей, расположенный на Стрелке Васильевского острова, а также Центральная военно-морская библиотека, размещенная в Инженерном замке. Из Петербурга и Кронштадта, начиная с XVIII века, уходили в дальние боевые и мирные рейсы корабли, бороздившие Атлантический и Тихий океаны, Средиземное и Японское моря, совершавшие кругосветные плавания, достигавшие Арктики и Антарктики.

В августе 1723 года ботик Петра I, привезенный из Москвы в Петербург, а затем в Кронштадт, прошел под императорским штандартом вдоль парадного строя Российского флота, под гром корабельных пушек и фортов, барабанный бой и военную музыку. 30 августа на Неве состоялась церемония передачи «Дедушки русского флота» на вечное хранение в Петропавловскую крепость. Ботик подошел к Невским воротам крепости и дал приветственный залп из четырех маленьких орудий. Самые заслуженные моряки подняли это суденышко, внесли в крепость и установили в государевом бастионе. Их сопровождал Петр, адмиралы и генералы. Двадцать один залп крепостной и корабельной артиллерии салютовал ботику. По указу Петра ежегодно 30 августа ботик должны были «выводить» на воду, но такие церемонии состоялись лишь в 1724, 1744 и 1746 годах. От триумфальных «приводов» трофейных кораблей, проходов эскадр-победительниц, «выводов» петровского ботика идет особая, петербургская, традиция военно-морских парадов в честь отечественного флота.

В Санкт-Петербург, как в столицу государства, во все времена приходили с визитами вежливости корабли многих стран. Но после переноса столицы в Москву эта традиция продолжалась - в глазах всех моряков мира Петербург оставался морской столицей, посещать которую составляло большую честь. Английская королева Елизавета II в 1994 году предпочла прибыть в Россию на корабле, в сопровождении почетного военного эскорта. Яхта была пришвартована у набережной Невы, в самом центре Петербурга.

Значение Петербурга всячески утверждалось различными изображениями мифического бога морей Нептуна, который выступал как союзник Петра и покровитель русского флота. В скульптурном декоре ворот Адмиралтейства эта петровская идея была выражена в начале XIX века архитектором А.Захаровым и скульпторами Ф.Щедриным и И.Теребеневым. На аттике основания адмиралтейской башни воспроизведена аллегорическая сцена: Нептун вручает свой трезубец - знак власти над морем - Петру I в присутствии мифических богов - Минервы, Вулкана, Меркурия, чья помощь способствует успеху мореходства.

Петербург, Кронштадт, дворцово-парковые пригороды в полном смысле слова насыщены художественными символами моря и флота, памятниками русской военно-морской славы, мемориалами в честь моряков, павших за отчизну, монументами выдающимся флотоводцам-адмиралам.

В их числе первенствуют по праву монумент и памятники Петру I - основателю Петербурга и Российского военно-морского флота. Предметом гордости кронштадтцев является величественный Морской собор и памятник великому флотоводцу, погибшему в русско-японской войне - адмиралу С.О.Макарову.

Отдельная тема, особая страница в истории города - героическая оборона Ленинграда в годы Великой отечественной войны 1941-1945 годов. Свой вклад в оборону города внесли и моряки-балтийцы, не позволившие врагу войти в город, сохранившие его величие, архитектурные ансамбли, монументы и памятники и, в свою очередь, удостоенные за этот подвиг памятниками военно-морской славы.

Санкт-Петербург стал государственной столицей России при Петре I, официально - с 1721 года - когда Россия стала Империей, а Петр - императором. С 1918 года столицей России является Москва. Санкт-Петербург, вернувший свое историческое имя в 1991 году, хотя и называют «второй» и «северной» столицей, был, есть и будет морской столицей Российского государства, столицей военно-морского флота. 300 лет в истории - небольшой отрезок времени, но по насыщенности событий, величию свершений, значению в отечественной истории, мировой культуре Санкт-Петербург не имеет себе равных.

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости
Купить потолочный плинтус Гладкий потолочный плинтус премиум класса! Возможно гибкое исполнение glanzepol.com Призрак в доспехах смотреть онлайн качество Призрак 331 box-movies.online Смотреть русские тв каналы онлайн бесплатно смотреть русские тв каналы онлайн бесплатно rustv.tv