образование научно исследовательские организации судостроение общественные организации музеи



аренда автобусов и заказ автобусов Санкт-Петербург

аренда генераторов
Военно-морское образование

Несмотря на недавнее празднование 300-летия морского образования России, исторический экскурс следует начать с более давних времен – еще при Иване Грозном, Борисе Годунове и основателях династии Романовых пытались “в Европу прорубить окно” – для развития промышленности и торговли, преодоления политической и экономической изоляции страны. Но лишь при Петре I, в октябре 1696 г., по решению Боярской Думы впервые в многовековой истории России были заложены основы строительства государственного военного и транспортного морского флота. Успешный второй Азовский поход доказала важность флота в обороне государства и решении других внешнеполитических задач. Россия становилась великой морской державой.

Быстро растущему флоту не хватало специалистов: Петр I, хотя и приглашал на морскую службу иностранцев, прекрасно понимал, что без своих, доморощенных кадров и особенного командного состава, настоящего российского флота не построить. По его указу от 27 (14) января 1701 г. в Москве была открыта школа “Математических и навигацких (необходимых для мореплавания) хитростно искусств учения”, куда поначалу приняли 200 человек возрастом от 12 до 33 лет на срок обучения от 4 лет и более. Первое время она находилась в ведении Оружейной палаты, а затем – Адмиралтейской канцелярии, размещалась в Сухаревой башне, ранее служившей Сретенскими воротами Москвы. Это четырехъярусное строение удачно подходило для астрономических наблюдений для будущих навигаторов российского флота.

Из стен Навигацкой школы вышли первые российские штурманы, гидрографы, инженеры, известные деятели русского флота В. Чичагов, З. Мишуков, Д. Калмыков, П. Кашкин, А. Круз, П. Пушкин, К. Зотов, Г. Муханов, Н. Головин, С. Лопухин, Ф. Соймонов. Штурманы П. Чичагов, С. Малыгин, А. Скуратов, Г. Золотарев, А. Кожин и другие прославились исследованиями морей и побережий. С этой школой связано имя знаменитого ученого Л. Магницкого, создателя “Арифметики”, по которой обучались многие поколения учеников и которая содержала ряд мореходных таблиц.

О важности этого учебного заведения говорит тот факт, что Петр I сам проводил смотры и экзамены выпускников школы, собственноручно распределял их по назначению.

Следующий шаг в развитии морского образования в России – появление в Санкт-Петербурге Морской академии, или Академии морской гвардии. Это было уже настоящее военно-учебное заведение с правильным распределением занятий, соблюдением военного порядка и дисциплин. 200 слушателей из 399 были переведены сюда из старших классов Навигацкой школы. В основном же в Морскую академию принимали детей столичной знати и состоятельных дворян.

В 1716 г. в российском флоте было учреждено звание гардемарина (морского гвардейца), переходного от воспитанника Морской академии к чину мичмана, а затем и офицера. Носить это звание считалось честью для молодых людей даже известнейших фамилий.

Позднее Навигацкая школа и Морская академия были соединены и переименованы в Морской кадетский корпус. Стали совершеннее учебные программы, вводились новые дисциплины, особое внимание уделялось изучению иностранных языков.

Создатели морского образования в России первостепенное значение придавали таким качествам будущих моряков, как строгое следование дисциплине, выдержка, верность долгу перед Отечеством, храбрость и разумная инициатива. Недаром именно в Морском корпусе воспитывались будущие флотоводцы, морские исследователи, истинные патриоты России: Ф. Ушаков, Д. Сенявин, М. Лазарев, П. Нахимов, В. Корнилов и многие другие.

В то время военные суда обеспечивали и коммерческие перевозки, однако уже в середине XVIII в. началось разделение флотов - появился торговый флот. Рижский магистрат предложил в нем использовать на льготных условиях иностранцев, пожелавших принять русское подданство, однако правительство высказалось за учреждение навигацких школ в российских городах, чтобы у России были собственные судоводительские кадры. Средств для этого не хватало, поэтому решено было обучение проводить индивидуально на купеческих судах с экзаменовкой в Адмиралтействе.

Как это ни странно, но первая навигацкая школа коммерческого флота появилась в Иркутске в 1753 г., где готовили топографов, многие из которых по стечению обстоятельств плавали штурманами. В 1783 г. в Санкт-Петербурге, а затем в Холмогорах появились водоходные училища, куда принимали воспитанников на полное государственное обеспечение – будущих учителей морского дела. Однако первые успехи этих заведений были незначительны, они то закрывались, то реорганизовывались.

На более прочную основу морское торговое образование было поставлено в 1829 г. с открытием в Санкт-Петербурге училища торгового мореплавания. В 1832 г. было построено первое учебное судно. В 1834 г. - открыто Херсонское училище, где наряду с навигационными предметами, учитывая специфику района плавания, изучались турецкий, греческий и итальянский языки. Выпускники училищ освобождались от рекрутства, телесных наказаний и подушного оклада. Попытка учредить навигационные классы при уездных училищах не оправдала себя, и в 1842 г. в некоторых городах были открыты самостоятельные шкиперские курсы.

Несмотря на интересный опыт подготовки моряков, вся система образования России в 60-х годах XIX в. с изменением экономического уклада России, отменой крепостного права требовала перемен, поэтому Особая комиссия при Министерстве финансов утвердила новое положение о мореходных школах.

Система подготовки кадров военного флота включала подготовку офицерских, сверхсрочных и рядовых кадров. Определяющими всегда являлись офицерские кадры. К 1917 г. в ВМФ России существовали три категории офицеров: строевые офицеры флота, инженер-механики флота и инженеры-кораблестроители флота. К четвертой категории можно отнести военных чиновников. Основной контингент офицеров готовился в корпусах (училищах), где образовательный упор делался на достаточно широкую универсализацию. Всего два учебных заведения - Морской Корпус и Морское Инженерное Училище готовили специалистов широкого профиля (первый - вахтенных начальников, второе - механиков и младших судостроителей). Последующая специализация производилась уже в процессе службы офицеров в различных школах, классах и академиях. К 1917 г. действовали: минный офицерский класс, водолазный класс, класс подводного плавания, артиллерийский класс, штурманские классы, школа морской авиации и т.д. Дальнейшая подготовка офицеров осуществлялась в академиях: Академии генерального штаба, Николаевской морской, Михайловской артиллерийской (сухопутной, готовившей специалистов флота для артиллерийских заводов и полигонов) и т.д.

После русско-японской войны были унифицированы воинские звания, т.е. инженер-механики получили "общефлотские" воинские звания и знаки различия, на корабле воинские звания командира и старшего инженер-механика были идентичны.

Система подготовки офицерских кадров для ВМФ СССР была неразрывно связана с общей системой подготовки офицерских кадров для Вооруженных Сил (ВС) СССР. Ее принципиальные положения были заложены в 1925 году М.В.Фрунзе в ходе проведения реформы ВС. Им была раскритикована система подготовки командных кадров существовавшая в России до 1914 г. и предложена в качестве основной та, которая существовала во время Первой Мировой войны. Суть ее заключалась, прежде всего, в узкой специализации и ограниченном времени подготовки. Причем в качестве чуть ли не единственной общеобразовательной подготовки, в советское время была использована марксистско-ленинская философия и история КПСС. В дальнейшем специальная подготовка была доведена до сравнительно высокого уровня, однако общеобразовательная (под этим понятием следует понимать прежде всего "обще-военная") оставалась на низком уровне и не получила должного развития не только на начальных этапах подготовки кадров. Даже в академиях уровень общеобразовательной подготовки был невысоким, а основной упор делался на специальную подготовку.

Такая система подготовки офицерских кадров применительно к ВМФ закрепила существовавшее ранее разделение офицеров на "командиров" и "механиков" ("инженеров"). Выбранная один раз специальность так и оставалась неизменной до окончания службы - переход из одной в другую был практически невозможен. Получение специалистов широкого профиля не предполагалось вообще, хотя формально эта задача иногда и ставилась. Лишь немногим удавалось при желании изменить специальность или приобрести знания по иной специализации. Универсальные специалисты среди офицеров ВМФ составляли ничтожную часть, и руководство очень часто к ним относилось с явным недоверием. При этом имели место и морально-этические соображения ("верхогляды", "дилетанты", "лезут не в свое дело" и т.п.) и организационные (не во всех случаях можно было пройти через вопросы режима и секретности).

К началу 60-х гг., в соответствии с принятой идеологией, система высших учебных заведений осуществлявшая подготовку офицерских кадров ВМФ сложилась окончательно. Офицеров "командного" профиля готовили: ВВМУ им. М.В.Фрунзе (бывший Морской Корпус), ВВМУ им. П.С.Нахимова, ВВМУ им. С.О.Макарова, ВВМУ им. С.М.Кирова, ВВМУ им. Ленинского Комсомола, ВВМУРЭ им. А.С.Попова (хотя это училище и готовило инженеров по радио-электронике, но его выпускники продвигались и на командные должности) и Калининградское ВВМУ. Офицеров "инженерного" профиля готовили: ВВМИУ им. Ф.Э.Дзержинского (бывшее Морское Инженерное Училище), ВВМИУ им. В.И.Ленина и Севастопольском ВВМИУ. Кроме того имелись морские факультеты в ряде ВВУ и в Военно-Медицинской Академии. Летный и технический состав морской авиации готовился в ВВУ ВВС. Дальнейшая подготовка офицеров осуществлялась на специальных классах ("командный" профиль) и в Военно-Морской Академии им. А.А.Гречко (ныне им. Н.Г.Кузнецова) офицеров всех специализаций в том числе и летной. Кроме того, по отдельным специальностям имелись центры подготовки экипажей подводных лодок. Например, центр подготовки экипажей ПЛА в г. Балтийский порт (эстонское название г. Палдиски).

В настоящее время в связи с реформированием Вооруженных Сил РФ количество военных вузов значительно сократилось. К сожалению, реалии сегодняшнего дня показывают, что желание посвятить свою жизнь военно-морской службе не является основным для большинства поступающих. Падение престижа воинской службы, негативное влияние некоторых средств массовой информации, социально-бытовые проблемы, с которыми сталкиваются военнослужащие, делают свое дело. Достаточно большое количество юношей поступают в военные институты с целью получить бесплатное образование и одновременно избежать срочной службы. Именно поэтому в военно-морских институтах отсев обучающихся доходит до 30-35 процентов. Но тем не менее военно-морское образование остается востребованным, если смотреть показатели вступительного конкурса, то наиболее престижными в минувшем году были Тихоокеанский военно-морской институт им. С.О. Макарова (конкурс в этом институте — более двух человек на место), Военно-морской институт радиоэлектроники им. А.С. Попова и Военно-морской инженерный институт. Это объясняется тем, что они готовят специалистов по очень востребованным на «гражданке» специальностям.

На настоящее время, образование, востребованное на гражданском и военных флотах, можно получить в следующих ВУЗах:

1. Астраханский государственный технический университет.

2. Балтийский военно-морской институт.

3. Балтийская государственная академия рыбопромыслового флота.

4. Военно-морской инженерный институт.

5. Военно-морской институт радиоэлектроники.

6. Волжская государственная академия водного транспорта.

7. Государственная морская академия имени С.О.Макарова.

8. Дальневосточный государственный технический университет.

9. Дальневосточный государственный университет.

10. Калининградский государственный технический университет.

11. Камчатская государственная академия рыбопромыслового флота.

12. Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет.

13. Морской государственный университет имени Г.И.Невельского.

14. Московская государственная академия водного транспорта.

15. Мурманская государственная академия рыбопромыслового флота.

16. Нижегородский государственный технический университет.

17. Новороссийская государственная морская академия.

18. Новосибирская государственная академия водного транспорта.

19. Российский государственный гидрометеорологический университет.

20. Санкт-Петербургский военно-морской институт-Морской корпус Петра Великого.

21. Санкт-Петербургский государственный морской технический университет.

22. Санкт-Петербургский государственный технический университет.

23. Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций.

24. Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет.

25. Таганрогский государственный радиотехнический университет.

26. Тихоокеанский военно-морской институт.

27. Хабаровский государственный технический университет.

Главная Морская столица История Организации Кают компании Гарнизоны Фото-видео Новости