морские суеверия
Приметы на флоте

Выход в море в пятницу, и тем более в пятницу 13-го числа, должен быть перенесен под любым предлогом.

Количество орудийных залпов морского салюта всегда нечетное.

Судно, сменившее название, преследуют неудачи.

На палубу принято ступать правой ногой. Кроме того, на ней ни в коем случае нельзя плеваться и свистеть.

Нельзя выходить на верхнюю палубу без головного убора.

Уронить на борт ведро или швабру - дурная примета.

Если прибить подкову над дверью капитанской каюты, то кораблю будет сопутствовать удача. На русском флоте подкову чаще всего вешают концами вниз.

Моряку нельзя стучать по стеклянному стакану, если он зазвенит - это сулит смерть в морской воде.

В судовом журнале заранее не обозначается порт, в который следует корабль, пока он в него не прибудет.

В каждом порту знают, что указывать пальцем на судно, выходящее из него, значит обречь его на гибель.

Среди некоторых людей (особенно женщин) популярна примета, по которой прикоснуться к воротнику моряка значит привлечь удачу.

Женщина на борту традиционно считается дурным предзнаменованием для судна. Однако ребенок на корабле – к счастью.

Кот, особенно черный, считается у моряков счастливым животным. Они также верят в примету относительно покидающих судно крыс. И не без оснований, известно, что эти грызуны не терпят сырости, и если они бегут, то на корабле открылась течь.


Суеверия моряков

Есть поверье, что души погибших в море перевоплощаются в морских птиц. Поэтому, бывалые моряки стараются не обижать чаек и другую летающую над водой живность. Также очень уважаемым животным на море является кит. Считается, что встреча с ним приносит удачу.

Самым почитаемым святым у русских моряков считается святой Никола Морской. Они верили, что только их Покровителю «Божья милость вперед дарована», то есть в критической ситуации он может помогать самостоятельно, не согласовывая свои действия с Богом.

Одни из самых древних морских суеверий связаны с татуировками. С помощью них моряки пытались снискать расположение богов и благополучно вернуться домой. Удачу приносили изображение моря (символ надежды), черной кошки, клевера с четырьмя листками и подковы. У многих моряков распространены татуировки с изображением звезды между указательным и большим пальцами рук. Так, в американском ВМФ считается, что человек, на левой стопе которого изображены свинья и петушок, никогда не утонет.

Даже в наше время в стенки и настил ходовой рубки корабля закладываются различные вещи. Например, ботинки или схожие с ними по форме предметы. Все это является современным вариантом древнего обряда, по которому не следовало вверять судно воле морских божеств, не умилостивив их какой-либо жертвой. Изначально в жертву приносили живое существо — иногда даже мужчину или женщину — или кропили нос корабля кровью, а ныне жертвуют бутылкой шампанского. Именно ее обычно разбивают о нос каждого только что спущенного на воду корабля. При этом каждому известно, что корабль, о нос которого бутылка разбилась не сразу, считается обреченным.

Большинство подводников уверено, что везение или невезение лодки закрепляются за ней вместе с номером. Отмечено, что трагедии часто случаются с субмаринами, оканчивающимися на "девятку".

Простое перечисление фактов только подтверждает эту теорию:

8 марта 1968 года подлодка К-129 Тихоокеанского флота затонула в период несения боевой службы у острова Гуам (поднята силами США в 1974 году). Погибли около 100 человек.

В 1970 году атомная подводная лодка Северного флота К-69 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

В том же году на АПЛ К-329, строившейся на заводе "Красное Сормово" в г. Горьком, произошел неконтролируемый пуск реактора, после чего возник пожар и последующий выброс радиоактивности.

В начале 1983 года атомная подводная лодка Северного флота К-449 столкнулась с неустановленной АПЛ ВМС США.

В том же году 24 июня АПЛ Тихоокеанского флота К-429 затонула около побережья Камчатки, в бухте Крашенинникова. После подъема поставлена на ремонт. При окончании ремонта снова затонула у стенки завода. Погибли 2 человека.

6 октября 1986 года атомная субмарина Тихоокеанского флота К-219 с двумя реакторами и 15 баллистическими ракетами на борту затонула в Саргассовом море около Бермудских островов вследствие взрыва в ракетной шахте. 4 члена экипажа погибли.

Последняя авария - осенью 2003 года уже списанной К-159, следовавшей к месту утилизации в порт Полярный, унесшая жизни девяти человек.

К этому списку необходимо добавить и прославленную американским кинематографом К-19. Именно ей приписывают славу самой невезучей подлодки в истории военного флота. Свое мрачное прозвище («Хиросима») К-19 заслужила после крупной аварии ядерного реактора в 1961 году - первой на атомных подлодках ВМФ. Однако неудачи преследовали первый отечественный атомный подводный ракетоносец проекта 658М (K-19) можно сказать, с самого рождения.

Еще во время ее строительства несколько взрывов и пожаров унесли жизни четырех или пяти человек. Два серьезных ЧП случилось во время швартовых испытаний и при осуществлении первого пуска реактора. А далее:

15 ноября 1969 года - столкновение "Хиросимы" с американской подлодкой "Гэтоу".

24 февраля 1972 года - пожар в 9-м отсеке К-19, жертвами стали 28 членов экипажа. При проведении спасательных работ погибли еще двое.

Кстати, после каждого очередного бедствия на злополучной «Хиросиме» все вспоминали, что при спуске со стапелей традиционная бутылка шампанского не разбилась ее о форштевень.


Ритуал посвящения в подводники

Посвящение в подводники – ритуал, установленный одновременно с появлением первых субмарин. Его проходит каждый, впервые погрузившийся под воду, независимо от должности и звания. Находясь на глубине, моряки зачерпывают плафон морской воды определенного объема (обычно 300-500 грамм.), и заставляют выпить ее новоиспеченного подводника.

Потом он должен поцеловать кувалду (это своеобразная проверка на сообразительность – для того, чтобы не получить «по зубам» ее надо целовать на излете). Успешно прошедшего все эти процедуры ждет удостоверение подводника, памятный презент в виде воблы и навечно закрепленная за ним подводная «прописка».